О нравственно-аскетических трудах святителя Иоанна Златоуста

Гомилия «О наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих» (De futurae vitae deliciis; CPG, N 4388; PG. 51. Col. 347-354; рус. пер.: Творения. Т. 3. Кн. 1. C. 358-365), относится к антиохийскому периоду (Mayer. 2005. P. 470). Посвящена теме духовной свободы: подлинная власть у того, кто умеет управлять своими страстями; если же кто-то управляет людьми, но сам обуревается различными страстями, то он скорее раб, чем свободный.

«К монаху Феодору, помышляющему оставить монастырь, жениться и заняться торговлей» (Πρὸς Θεόδωρον μοναχόν, σκεπτόμενον ἐξελθεῖν τοῦ μοναστηρίου κα ϒαμῆσαι κα πραϒματεύεσθαι; Ad Theodorum lapsum lib. 2; CPG, N 4305; PG. 47. Col. 309-316; SC. 117. P. 46-78; рус. пер.: Творения. Т. 1. Кн. 1. С. 36-43), по мнению большинства исследователей, сочинение написано ок. 367/8 г. (Dumortier J. Introduction // SC. 117. P. 10. Not. 2). Представляет собой письмо Феодору Мопсуестийскому, к-рого И. З. убеждал не покидать мон-рь ради брака и светской карьеры, в результате чего тот одумался и вернулся к аскетической жизни (см.: Sozom. Hist. eccl. VIII 2. 9; Mansi. T. 9. P. 248; Kelly. 1995. P. 22). Известен ответ Феодора (Theodori lapsi responsio; CPG, N 4306; PG. 48. Col. 1063-1066; SC. 117. P. 220-238), однако его подлинность подвергается сомнению (Dumortier J. Introduction // SC. 117. P. 23).

Свт. Иоанн Златоуст. Миниатюра из Хлудовской Псалтири. Ок. 850 г. (ГИМ. Хлуд. № 129-д. Л. 47 об.)


Свт. Иоанн Златоуст. Миниатюра из Хлудовской Псалтири. Ок. 850 г. (ГИМ. Хлуд. № 129-д. Л. 47 об.)

«К падшему Феодору, а также о покаянии» (Πρὸς Θεόδωρον ἐκπεσόντα κα περ μετανοίας; Ad Theodorum lapsum lib. 1; CPG, N 4305; PG. 47. Col. 277-308; SC. 117. P. 80-218; рус. пер.: Творения. Т. 1. Кн. 1. С. 1-35). Хотя долгое время считалось, что и этот трактат адресован Феодору Мопсуеcтийскому и излагает содержавшиеся в предыдущем письме аргументы в более развернутом виде (см.: Quasten. Patrology. Vol. 3. P. 463), на основании внутренних критериев было установлено, что этот трактат является независимым произведением, написанным И. З. в Антиохии между 380 и 386 гг., в период его диаконства (Dumortier J. Introduction // SC. 117. P. 11. Not. 2; Carter. Chrysostom’s «Ad Theodorum lapsum». 1962. P. 88-92) и адресован неизвестному монаху знатного рода Феодору, к-рый оставил монашескую жизнь ради женщины по имени Гермиона (Altaner B. Patrologie. Freiburg i. Br.; Basel; W., 19782. S. 327). И. З. укоряет молодого человека, показывая высокие достоинства иноческого пути и призывая его покаяться.

2 книги «О сердечном сокрушении» (Περ κατανύξεως; Ad Demetrium de compunctione (lib. 1), Ad Stelechium de compunctione (lib. 2); CPG, N 4308-4309; PG. 47. Col. 393-422; рус. пер.: Творения. Т. 1. Кн. 1. С. 131-164), написаны по просьбе монахов Димитрия и Стелехия, вероятно, после 372 г., в первые годы аскетических подвигов И. З. (Παπαδόπουλος. 1999. Τ. 1. Σ. 131) или в период его диаконства (Baur. 1929-1930. Bd. 1. S. 133). Посвящены теме истинного сердечного сокрушения, необходимого для духовного возрастания.

Трактат «К враждующим против тех, которые привлекают к монашеской жизни» (Πρὸς τοὺς πολεμοῦντας τοῖς ἐπ τὸ μονάζειν ἐνάϒουσι; Adversus oppugnatores vitae monasticae libri 1-3; CPG, N 4307; PG. 47. Col. 319-386; рус. пер.: Творения. Т. 1. Кн. 1. С. 44-124), состоит из 3 книг, написан между 378-385 гг. (Quasten. Patrology. Vol. 3. P. 463). Поводом для его написания послужили нападки на христ. отшельников, живших вблизи Антиохии и бравших на воспитание городскую молодежь, в результате чего нек-рые из их учеников предпочли встать на иноческий путь. Это вызвало негодование их родителей, дело дошло до избиения монахов. И. З. опровергает обвинения в адрес монахов и убеждает как верующих, так и неверующих родителей без опасений посылать детей на обучение к христ. подвижникам, поскольку если родители действительно желают счастья детям, то они не должны им в этом препятствовать, т. к. подлинно счастлив только тот, кто живет с Богом.

«Увещательное Слово к Стагирию подвижнику, одержимому демоном» (Λόϒος παραινετικὸς πρὸς Σταϒείριον ἀσκητὴν δαιμονῶντα; Ad Stagirium a daemone vexatum (lib. 1-3); CPG, N 4310; PG. 47. Col. 423-494; рус. пер.: Творения. Т. 1. Кн. 1. С. 165-246), состоит из 3 книг, написано ок. 381 г. или неск. позднее (Socr. Schol. Hist. eccl. VI 3; Baur. 1929-1930. Bd. 1. S. 134; Παπαδόπουλος. 1999. Τ. 1. Σ. 132). Стагирий, юноша знатного происхождения, оставил мирскую жизнь и встал на монашеский путь, однако по попущению Божию начал страдать припадками беснования и пытался лишить себя жизни. Не имея возможности встретиться с ним лично, И. З. послал Стагирию свое сочинение, в к-ром утешал его в постигшем несчастье. Он призывает монаха терпеливо переносить выпавшие на его долю испытания и видеть в них благой Промысл Божий, поскольку лишь грехи удаляют нас от Бога и делают Его врагами, а наказания примиряют нас с Ним. Во 2-й и 3-й книгах И. З. приводит в пример несчастья, выпадавшие на долю святых, начиная с праотца Адама и кончая св. ап. Павлом, тем самым стараясь показать, что Бог с благими целями наказывает тех, кого любит.

Слова «О диаволе» (Περ τοῦ διαβόλου; De diabolo tentatore homiliae 1-3; CPG, N 4332; PG. 49. Col. 241-276; рус. пер.: Творения. Т. 2. Кн. 1. C. 273-307), произнесены в Антиохии, вероятно, в период Великого поста 386 г. (ActaSS. Sept. T. 4. P. 464-465). И. З. обращается к вопросу о том, почему Бог попускает людям быть искушаемыми диаволом, и о различных путях воздействия его на людей. По мнению автора, причиняет вред людям не столько диавол, сколько их собственная беспечность и нерадение о своем спасении. Бог попускает действия лукавого для того, чтобы сделать нас крепче и привести к большей славе. Тем, кто укрепили волю в добре, диавол никогда не может повредить.

Неск. сочинений И. З. посвящены теме девства:

Трактат «О девстве» (Περ παρθενίας; De virginitate; CPG, N 4313; PG. 48. Col. 533-596; SC. 125. P. 92-393; рус. пер.: Творения. Т. 1. Кн. 1. 295-373), написан ок. 382 г. в Антиохии (Grillet B. Introduction générale // SC. 125. P. 25). Автор показывает высокое достоинство (ἀξίωμα) девства и его превосходство (ὑπεροχή) над браком, хотя и не отрицает последний, поскольку рассматривает освященный Церковью брак как пристань целомудрия и законное средство против невоздержания и распутства, о чем говорил уже св. ап. Павел, учение к-рого о девстве и браке, изложенное в Первом Послании к Коринфянам (1 Кор 7. 1-40), становится предметом подробного рассмотрения. Наилучший пример девства И. З. видит в земной жизни Христа, Который воплотился для того, чтобы сделать людей равными ангелам и научить их жизни небесной. Источниками для трактата И. З. предположительно могли служить «Пир десяти дев» сщмч. Мефодия Патарского и приписывавшийся свт. Афанасию Великому трактат «О девстве» (Grillet B. Introduction générale // SC. 125. P. 35-36).

2 пастырских послания: «К живущим вместе с девственницами» (Πρὸς τοὺς ἔχοντας παρθένους συνεισάκτους; Contra eos qui subintroductas habent virgines; CPG, N 4311; PG. 47. Col. 495-514; Dumortier. 1955. P. 44-94; рус. пер.: Творения. Т. 1. Кн. 1. С. 247-271) и «О том, что церковные девственницы не должны жить с мужчинами» (Περ τοῦ τὰς κανονικὰς μὴ συνοικεῖν ἀνδράσιν; Quod regulares feminae viris cohabitare non debeant; CPG, N 4312; PG. 47. Col. 513-532; Dumortier. 1955. P. 95-137; рус. пер.: Творения. Т. 1. Кн. 1. С. 272-294), написаны, вероятно, ок. 398 г.. в начале к-польского служения И. З. (Quasten. Patrology. Vol. 3. P. 464; Παπαδόπουλος. 1999. Τ. 1. Σ. 132-133). Хотя издатель критического текста посланий Ж. Дюмортье, основываясь на свидетельстве Сократа Схоластика (Socr. Schol. Hist. eccl. VI 3), датировал их 381-382 гг., H. Эдкин показал неубедительность его аргументации (Adkin. 1992. P. 255-266; Mayer. 2005. P. 431. Not. 581). В них святитель касается проблемы «сожительниц» (συνείσακτοι, virgines subintroductae), когда ведущие аскетический образ жизни мужчины и женщины проживали в одном доме. В 1-м послании И. З. обращается к клирикам и осуждает распространившийся среди них обычай приглашать девушек, давших обет безбрачия, к себе в дом для того, чтобы они помогали им по хозяйству и жили с ними как благочестивые сестры. Святитель уличает их в тайном сладострастии и говорит о том, что такая практика вводит в искушение других и не соответствует евангельскому благочестию. Во 2-м послании И. З. обличает церковных женщин, посвятивших себя девству, но живущих с мужчинами под одной крышей, поскольку, даже если в подобных случаях дело и не доходит до греха, это может вызвать у людей подозрения и ложные слухи, что хуже самого греха,- ведь такое поведение не только позорит людей, но и порочит высокий христ. идеал девства.

Ряд сочинений И. З. посвящены теме единобрачия и вдовства:

Небольшой трактат «К молодой вдове» (Εἰς νεωτέραν χηρεύσασαν; Ad viduam juniorem; CPG, N 4314; PG. 48. Col. 599-610; SC. 138. P. 112-159; рус. пер.: Творения. Т. 1. Кн. 1. С. 374-386), написан ок. 380/1 г. (Quasten. Patrology. Vol. 3. P. 464; Παπαδόπουλος. 1999. Τ. 1. Σ. 133), адресован вдове погибшего молодого человека по имени Фирасий. И. З. обращается к ней со словами утешения и одновременно говорит о достоинстве вдовства, призывая ее не вступать во 2-й брак. «К ней же, о единобрачии» (Πρὸς τὴν αὐτὴν περ μονανδρίας; De non iterando conjugio; CPG, N 4315; PG. 48. Col. 609-620; SC. 138. P. 160-201; рус. пер.: Творения. Т. 1. Кн. 1. С. 387-398), трактат, примыкающий к предыдущему и написанный, вероятно, вскоре после него (Quasten. Patrology. Vol. 3. P. 464; Παπαδόπουλος. 1999. Τ. 1. Σ. 133). И. З. продолжает восхвалять вдовство, говоря, что вдова немного уступает девственнице, а иногда даже и превосходит ее. Он не отвергает повторное замужество, дозволенное ап. Павлом, но старается расположить вдов не привязываться к земному и стремиться к небесному. Гомилия «На слова: «Вдовица должна быть избираема не менее как шестидесятилетняя» (1 Тим 5. 9)» (In illud: Vidua eligatur; CPG, N 4386; PG. 51. Col. 321-338; рус. пер.: Творения. Т. 3. Кн. 1. C. 330-348), произнесена, вероятно, после февр. 388 г. (Bonsdorff. 1922. P. 5). И. З. отмечает, что, хотя вдовство обычно расценивается как несчастье, на самом деле это великая честь и слава, поскольку вдова, не вступающая в повторный брак, удостоивается стать невестой Христа и может посвятить жизнь творению добрых дел.

Следующие 3 гомилии, в к-рых речь идет о браке, относятся, вероятно, к к-польскому периоду, хотя точное время их произнесения неизвестно (Aubineau. 1992. P. 538. Not. 30; Mayer. 2005. P. 251). В гомилии «На слова: «Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену» (1 Кор 7. 2)» (In illud: Propter fornicationes uxorem; CPG, N 4377; PG. 51. Col. 207-218; рус. пер.: Творения. Т. 3. Кн. 1. C. 203-214) святитель, предпочитая целомудрие, вслед за ап. Павлом рассматривает брак как средство против блуда, говоря о равенстве в этом отношении мужа и жены, и критикует языческие свадебные обряды. В гомилии «На слова: Жена связана законом, доколе жив муж ее» (1 Кор 7. 39)» (De libello repudii; CPG, N 4378; PG. 51. Col. 217-226; рус. пер.: Творения. Т. 3. Кн. 1. C. 214-223) И. З. говорит о единобрачии и о непозволительности вступления в брак с разведенной женой, когда ее первый муж еще жив. В «Похвальном Слове Максиму и о том, каких нужно брать жен» (᾿Εϒκώμιον εἰς Μάξιμον κα περ τοῦ ποίας δεῖ ἄϒεσθαι ϒυναῖκας; Quales ducendae sint uxores; CPG, N 4379; PG. 51. Col. 225-242; рус. пер.: Творения. Т. 3. Кн. 1. C. 223-242) святитель советует обратиться к Посланиям ап. Павла, чтобы узнать, каких следует избирать жен и что следует делать, когда попадется жена злобная, коварная, преданная пьянству, злословная. И. З. полагает, что в таких случаях муж должен приложить все усилия, чтобы исправить пороки жены, а не разводиться с ней. Упомянутый в заглавии Максим, речь к-рого хвалит И. З. в 1-й гл., вероятно, является другом И. З. еп. Максимом Селевкийским (см.: Aubineau. 1992. P. 538. Not. 30).

Ряд гомилий И. З. посвящены теме покаяния и способам очищения от грехов:

Гомилии свт. Иоанна Златоуста. 1-я треть Х–XI в. (ГИМ. Син. греч. 128. Л. 1)


Гомилии свт. Иоанна Златоуста. 1-я треть Х–XI в. (ГИМ. Син. греч. 128. Л. 1)

9 гомилий «О покаянии» (Περ μετανοίας; De poenitentia homiliae 1-9; CPG, N 4333, 4508; PG. 49. Col. 277-350; рус. пер.: Творения. Т. 2. Кн. 1. C. 308-391), произнесены, по-видимому, в Антиохии, в период пресвитерства И. З. (ActaSS. Sept. T. 4. P. 697; Mayer. 2005. P. 365), но в разное время и объединены вместе лишь позднее (Quasten. Patrology. Vol. 3. P. 453). 7-я гомилия в наст. время приписывается Севериану Габальскому (Martin. 1930. P. 331-343; Aldama. 1965. N 395); Datema. 1988. P. 107-115); 8-я гомилия (CPG, N 4508), считавшаяся сомнительной (Aldama. 1965. N 88), в наст. время признана подлинной (Voicu. 1996. P. 108; Mayer. 2005. P. 27); 9-я относится к числу сомнительных (Mayer. 2005. P. 27). В 1-й гомилии И. З. говорит о недопустимости отчаяния, происходящего от греха, поскольку оно угодно диаволу: покаяние должно вытеснить отчаяние, ибо через покаяние согрешивший делается чужим для диавола. Во 2-й и 3-й гомилиях речь идет о различных путях покаяния: первый путь — исповедь пред Богом, второй — оплакивание своего греха, третий — смиренномудрие, четвертый — милостыня, царица добродетелей, пятый — непрестанная молитва. В 4-й гомилии рассматривается вопрос о временном оставлении Богом человека ради его блага и приводятся в пример падения, приключавшиеся с праведниками, из к-рых они извлекали великую пользу. В 5-й и 6-й гомилиях говорится о посте и воздержании, а также о том, что Бог не заповедовал людям ничего невозможного и Его закон для них отнюдь не обременителен. В 8-й гомилии И. З. вновь возвращается к теме отчаяния и необходимости покаяния как врачевства от ран, нанесенных душе грехами.

Гомилия «О том, что говорить к народу с угодливостью опасно как для тех, кто говорит, так и для тех, кто слушает, и о том, что речь против собственных прегрешений полезна и является величайшей праведностью» (̀λδβλθυοτεΟτι ἐπικίνδυνον κα τοῖς λέϒουσι, κα τοῖς ἀκούουσι τὸ πρὸς χάριν δημηϒορεῖν, κα ὅτι χρήσιμον κα δικαιοσύνη μεϒίστη τὸ κατηϒορεῖν τῶν οἰκείων ἁμαρτημάτων; Non esse ad gratiam concionandum; CPG, N 4358; PG. 50. Col. 653-662; рус. пер.: Творения. Т. 2. Кн. 2. С. 699-709), произнесена, вероятно, в Антиохии (ActaSS. Sept. T. 4. P. 504), время произнесения неизвестно. И. З. обличает тех, кто недостойно причащаются, а также продолжает тему покаяния и исповедания грехов пред Богом.

Гомилия «О милостыне» (Περ ἐλεημοσύνης; De eleemosyna; CPG, N 4382; PG. 51. Col. 261-272; рус. пер.: Творения. Т. 3. Кн. 1. C. 263-276), произнесена в Антиохии предположительно зимой 387 г. (ActaSS. Sept. T. 4. P. 481), после того как И. З. увидел на площади бедных и нищих, лежавших без призрения.

Гомилия «О том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам» (Περ τοῦ μὴ δημοσιεύειν τὰ ἁμαρτήματα τῶν ἀδελφῶν, μηδὲ κατεύχεσθαι τῶν ἐχθρῶν; Peccata fratrum non evulganda; CPG, N 4389; PG. 51. Col. 353-364; рус. пер.: Творения. Т. 3. Кн. 1. C. 365-376), произнесена, вероятно, в дек. 386 г. (ActaSS. Sept. T. 4. P. 561). И. З. говорит о пользе покаяния, совершаемого в церкви не публично, но внутренне и тайно, а также порицает тех, к-рые в молитве просят у Бога не о прощении грехов, но о покарании врагов.

Гомилия «О том, что никому не должно отчаиваться и не должно молиться о вреде врагам» (Περ τοῦ μὴ ἀποϒινώσκειν τινὰς αυτῶν, μηδὲ κατεύχεσθαι τῶν ἐχθρῶν; Non esse desperandum; CPG, N 4390; PG. 51. Col. 363-372; рус. пер.: Творения. Т. 3. Кн. 1. C. 376-384), произнесена, вероятно, вскоре после предыдущей (ActaSS. Sept. T. 4. P. 561). И. З. говорит о том, как правильно молиться, здесь же рассуждает о важности единодушия супругов.

Трактат «О тщеславии и о том, как должно родителям воспитывать детей» (Περ κενοδοξίας κα ὅπως δεῖ τοὺς ϒονέας ἀνατρέφειν τὰ τέκνα; De inani gloria et de educandis liberis; CPG, N 4455; Exarchos. 1952; Fantini. 1959; SC. 188; рус. пер.: Бликштейн. 1990. С. 109-114), написан в кон. 393 — нач. 394 г. (Malingrey A.-M. Introduction // SC. 188. P. 47), долгое время считался псевдоэпиграфом и не включался в печатные издания трудов И. З. (за исключением издания Ф. Комбефиса — P., 1656); в нач. XX в. С. Хайдахер и Ф. Шульте опубл. нем. перевод и критическое издание текста этого сочинения, обстоятельно доказав его подлинность (Haidacher. Des hl. Johannes Chrysostomus Büchlein. 1907; Schulte. 1914; Malingrey A.-M. Introduction // SC. 188. P. 17-40). Трактат состоит из 2 частей. В 1-й части (главы 1-15) И. З. обличает распространенные в Антиохии пороки роскоши и тщеславия, происходящие от недостатка нравственного воспитания молодежи, и показывает, в чем заключается подлинная слава человека; во 2-й (главы 16-90) он стремится оградить молодых людей от этих пороков, указывая родителям правильный путь христ. воспитания детей. И. З. показывает, как надо хранить свои чувства от мирских соблазнов, как умерять гнев и др. неразумные стремления души, как формировать интеллектуальную культуру. Если с детства в душе ребенка запечатлеть любовь к добродетелям, то ничто не сможет их изгладить. Это небольшое сочинение имеет немалую ценность в качестве одного из самых ранних образцов христ. педагогики.

#ПАТРОЛОГИЯ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *